|
Календарно-тематический план коррекционно-образовательной деятельности по развитию
связной речи с использованием метода наглядного моделирования и схематизации в группе для
детей с ОНР.
Курочкина Т.А., учитель–логопед первой квалификационной категории г.Белоярский.
Приложение “Пособия
для моделирования”.
Календарно-тематический план коррекционно-образовательной деятельности по развитию
связной речи с использованием метода наглядного моделирования и схематизации в старшей
группе для детей с ОНР I период обучения (сентябрь – ноябрь)
№
|
Тема коррекционно-образовательной
деятельности |
кол-во, вид
К-ОД |
Программное содержание |
Моделирование |
1
|
Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемым
действиям. |
1
Подгр. |
Развитие умения воспроизводить рассказ на основе впечатлений от
продемонстрированных действий, их анализа и образца логопеда; познакомить детей с понятием
“РАССКАЗ”; развитие умения отличать рассказ от набора отдельных слов или логически не
связанных предложений. |
“Кольца Луллия”.
“Составь предложение”. |
2
|
Составление рассказа по следам продемонстрированных
действий. |
1
Подгр. |
Развитие умения составлять рассказ на основе впечатлений от
продемонстрированных действий, их анализа и отбора точных языковых средств; отвечать на
вопросы фразой из трех – четырех слов; контролировать последовательность изложения при
помощи логопеда. Обогащение и активизация словарного запаса. |
Карточки признаков.
Пособие “Составь предложение”.
|
3 |
Составление рассказа по следам продемонстрированных
действий. |
1
Подгр. |
Продолжать развивать умение составлять рассказ на основе впечатлений от
продемонстрированных действий, их анализа и отбора точных языковых средств; отвечать на
вопросы фразой из трех – четырех слов; контролировать последовательность изложения при
помощи логопеда. Обогащение и активизация словарного запаса. |
Пособие “Что мы делаем”. Модель рассказа, состоящая из таблицы с
фотографиями детей, карточки “действие” и предметной картинки. Далее вставляем карточки-
признаки. |
4 |
Пересказ текста с использованием магнитной доски. |
1
Подгр. |
Развитие умения воспроизводить рассказ на основе образца и наблюдения за
действиями логопеда с предметными картинками; в процессе рассказывания контролировать
последовательность, непрерывность, громкость и внятность изложения при помощи логопеда.
Обогащение, уточнение и активизация словарного запаса. |
Предметные картинки для действия с ними.
|
5 |
Пересказ текста с использованием магнитной доски. |
1
Подгр. |
Продолжать развивать умение воспроизводить рассказ на основе образца и
наблюдения за действиями логопеда с предметами – заместителями по признаку цвета, размера и
формы; в процессе рассказывания контролировать последовательность, непрерывность, громкость
и внятность изложения при помощи логопеда. Обогащение, уточнение и активизация словарного
запаса. |
Предметы – заместители по признаку цвета, размера и геометрической формы.
|
6 |
Пересказ текста с использованием магнитной доски. |
1
Подгр. |
Продолжать развивать умение воспроизводить рассказ на основе образца и
наблюдения за действиями логопеда с предметами – заместителями по 1 признаку (цвета, размера
или геометрической формы); в процессе рассказывания контролировать последовательность,
непрерывность, громкость и внятность изложения при помощи логопеда. Обогащение, уточнение и
активизация словарного запаса. |
Предметы – заместители по 1 признаку: цвета, размера или геометрической
формы. |
II период обучения (декабрь – март)
1
|
Пересказ текста с использованием серии сюжетных картин. |
1
Подгр. |
Развитие умения анализировать и пересказывать текст, используя наглядную
опору в виде серии сюжетных картин, подбирать адекватные языковые средства (точные слова,
четкие предложения, связующих звеньев частей рассказа). Закрепление умения отвечать на
вопросы развернутой фразой из 3-5 слов, самостоятельно контролировать непрерывность,
громкость и внятность изложения. Обогащение и активизация словарного запаса. |
“Путешествие с признаками”.
“Мнемодорожки”.
|
2
|
Пересказ текста с использованием серии сюжетных картин. |
1
Подгр. |
Продолжать развивать умение анализировать и пересказывать текст,
используя наглядную опору в виде серии сюжетных картин, подбирать адекватные языковые
средства (точные слова, четкие предложения, связующих звеньев частей рассказа). Закрепление
умения отвечать на вопросы развернутой фразой из 3-5 слов, самостоятельно контролировать
непрерывность, громкость и внятность изложения. Обогащение и активизация словарного
запаса. |
Кольца Луллия “Что сначала, что потом?”
Совместно с логопедом составление схемы рассказа. |
3 |
Составление рассказа с использованием серии сюжетных картин. |
1
Подгр. |
Развитие умения составлять рассказ по серии сюжетных картин, подробно
анализировать их содержание с установлением простейших причинно- следственных
закономерностей. Продолжать развивать умение подбирать адекватные языковые средства
(особенно слова- действия и слова- признаки). Закрепление умения самостоятельно
контролировать в процессе рассказывания последовательность, непрерывность, громкость и
внятность изложения. Обогащение, уточнение и активизация словарного запаса. |
“Опиши объект”.
Схема рассказа. |
4
|
Составление рассказа с использованием серии сюжетных картин. |
1
Подгр. |
Развитие умения составлять рассказ по серии сюжетных картин, подробно
анализировать их содержание с установлением простейших причинно- следственных
закономерностей. Продолжать развивать умение подбирать адекватные языковые средства
(особенно слова- действия и слова- признаки). Закрепление умения самостоятельно
контролировать в процессе рассказывания последовательность, непрерывность, громкость и
внятность изложения. Обогащение, уточнение и активизация словарного запаса. |
“Дорожка признаков”.
Схема рассказа. |
5 |
Составление рассказа с использованием серии сюжетных картин. |
1
Подгр. |
Развитие умения составлять рассказ по серии сюжетных картин, подробно
анализировать их содержание с установлением простейших причинно- следственных
закономерностей. Продолжать развивать умение подбирать адекватные языковые средства
(особенно слова- действия и слова- признаки). Закрепление умения самостоятельно
контролировать в процессе рассказывания последовательность, непрерывность, громкость и
внятность изложения. Обогащение, уточнение и активизация словарного запаса. |
“Поезд времени”.
Схема рассказа. |
6
|
Составление рассказа с использованием серии сюжетных картин. |
1
Подгр. |
Развитие умения составлять рассказ по серии сюжетных картин, подробно
анализировать их содержание с установлением простейших причинно- следственных
закономерностей. Продолжать развивать умение подбирать адекватные языковые средства
(особенно слова- действия и слова- признаки). Закрепление умения самостоятельно
контролировать в процессе рассказывания последовательность, непрерывность, громкость и
внятность изложения. Обогащение, уточнение и активизация словарного запаса. |
“Шифровщики”.
Схема рассказа. |
7
|
Составление сравнительного рассказа об объектах с использованием
схемы. |
1
Подгр. |
Развитие умения выделять наиболее существенные признаки объектов;
составлять по плану- схеме сравнительный рассказ о животных. Обогащение, уточнение и
активизация словарного запаса. |
“Составление загадок”.
Схема составления сравнительного рассказа о животных.
|
8
|
Пересказ рассказа, составленного по сюжетной картинке. |
1
Подгр. |
Развитие умения анализировать и пересказывать текст, используя наглядную
опору в виде одной сюжетной картины, подбирать адекватные языковые средства (точные слова,
четкие предложения, связующих звеньев частей рассказа). Закрепление умения отвечать на
вопросы развернутой фразой из 3-5 слов, самостоятельно контролировать непрерывность,
громкость и внятность изложения. |
“Умные планшеты”.
Мнемодорожка |
9 |
Пересказ рассказа, составленного по сюжетной картинке. |
1
Подгр. |
Развитие умения анализировать и пересказывать текст, используя наглядную
опору в виде одной сюжетной картины, подбирать адекватные языковые средства (точные слова,
четкие предложения, связующих звеньев частей рассказа). Закрепление умения отвечать на
вопросы развернутой фразой из 3-5 слов, самостоятельно контролировать непрерывность,
громкость и внятность изложения. |
“Волшебные слова” (цветной вариант).
Мнемотаблица. |
III период обучения (апрель – май)
№
|
Тема коррекционно-образовательной деятельности |
кол-во, вид
К-ОД
|
Программное содержание |
Моделирование |
1
|
Составление рассказа по сюжетной картине. |
1
Подгр. |
Развитие умения составлять рассказ, опираясь на наглядную опору в виде
одной сюжетной картины, подбирать адекватные языковые средства (точные слова, четкие
предложения, связующих звеньев частей рассказа). Закрепление умения отвечать на вопросы
развернутой фразой из 3-5 слов, самостоятельно контролировать непрерывность, громкость и
внятность изложения. |
“Составь предложение”.
Мнемодорожки.
|
2 |
Составление рассказа по сюжетной картине. |
1
Подгр. |
Развитие умения составлять рассказ, опираясь на наглядную опору в виде
одной сюжетной картины, подбирать адекватные языковые средства (точные слова, четкие
предложения, связующих звеньев частей рассказа). Закрепление умения отвечать на вопросы
развернутой фразой из 3-5 слов, самостоятельно контролировать непрерывность, громкость и
внятность изложения. |
“Системный оператор” (5 экранов).
Составление сложных слов с использованием схемы.
Совместное с логопедом составление схемы - плана рассказа. |
3 |
Составление рассказа по сюжетной картине. |
1
Подгр. |
Развитие умения составлять рассказ, опираясь на наглядную опору в виде
одной сюжетной картины, подбирать адекватные языковые средства (точные слова, четкие
предложения, связующих звеньев частей рассказа). Закрепление умения отвечать на вопросы
развернутой фразой из 3-5 слов, самостоятельно контролировать непрерывность, громкость и
внятность изложения. |
“Системный оператор” (5 экранов).
“Расскажи про нового соседа”.
Совместное с логопедом составление схемы - плана рассказа.
|
4 |
Составление рассказа по сюжетной картине. |
1
Подгр. |
Развитие умения составлять рассказ, опираясь на наглядную опору в виде
одной сюжетной картины, подбирать адекватные языковые средства (точные слова, четкие
предложения, связующих звеньев частей рассказа). Закрепление умения отвечать на вопросы
развернутой фразой из 3-5 слов, самостоятельно контролировать непрерывность, громкость и
внятность изложения. |
“Путешествие по миру”.
Составление схемы - плана рассказа.
|
5 |
Составление рассказа по сюжетной картине. |
1
Подгр. |
Развитие умения составлять рассказ, опираясь на наглядную опору в виде
одной сюжетной картины, подбирать адекватные языковые средства (точные слова, четкие
предложения, связующих звеньев частей рассказа). Закрепление умения отвечать на вопросы
развернутой фразой из 3-5 слов, самостоятельно контролировать непрерывность, громкость и
внятность изложения. |
“Придумаем рифмованные строчки”.
схемы.
Составление схемы - плана рассказа.
|
Календарно-тематический план коррекционно-образовательной деятельности
по развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР
I период обучения (сентябрь – декабрь)
№
|
Тема коррекционно-образовательной деятельности |
кол-во, вид
К-ОД |
Программное содержание |
Моделирование |
1 |
Пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картин. |
1
подгр.
|
Учить пересказу рассказа, используя в качестве наглядной опоры серию
сюжетных картин.
|
Мнемотаблица.
“Системный оператор” (9 экранов) |
2 |
Пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картин (с элементами
творчества) |
1
подгр.
|
Продолжать учить пересказу рассказа используя, в качестве наглядной опоры
серию сюжетных картин.
|
“Солнышко”.
Схема рассказа. |
3 |
Составление рассказа с использованием серии сюжетных картин (с элементами
творчества) |
1
подгр. |
Учить составлять рассказ, используя в качестве наглядной опоры серию
сюжетных картин. Развивать логичность, связность, последовательность высказывания.
|
“Волшебные слова” (черно- белый вариант).
Составление схемы рассказа совместно с логопедом. |
4 |
Составление рассказа с использованием серии сюжетных картин (с элементами
творчества) |
1
подгр. |
Совершенствовать умение составлять рассказ, используя в качестве
наглядной опоры серию сюжетных картин. Учить связности, непрерывности, логичности
высказывания.
|
“Составь предложение”.
Составление схемы рассказа совместно с логопедом. |
5 |
Составление рассказа по серии сюжетных картин (Картины с проблемным
сюжетом для развития мышления и речи) |
1
подгр. |
Учить связности, непрерывности, логичности высказывания. Развивать
творческие способности детей, побуждая их придумывать различные варианты событий
|
“Поезд времени”.
Схема составления рассказа. |
6 |
Составление рассказа по серии сюжетных картин (Картины с проблемным
сюжетом для развития мышления и речи)
|
1
подгр. |
Учить составлять рассказ, используя в качестве наглядной опоры серию
сюжетных картин. Учить связности, непрерывности, логичности высказывания.
|
“Волшебные слова”.
Самостоятельное составление схемы рассказа. |
7 |
Составление рассказа по одной сюжетной картине (с элементами
творчества) |
1
подгр. |
Учить составлять рассказ, используя в качестве наглядной опоры сюжетную
картину. Учить связности, логичности высказывания.
|
Мнемодорожка. |
8 |
Составление рассказа по одной сюжетной картине (с элементами
творчества) |
1
подгр. |
Закреплять умение составлять рассказ, используя в качестве наглядной
опоры сюжетную картинку.
|
“Путешествие по миру”.
Составление схемы рассказа совместно с логопедом. |
9 |
Составление описательного рассказа с использованием схемы |
1
подгр. |
Учить детей описывать игрушки, используя схему, выделяя характерные
признаки: цвет, форму, материал, величину, части, действия с игрушкой; развивать навык
связности, последовательности высказывания. |
“Придумаем рифмованные строчки”.
Схема составления описательного рассказа об игрушке. |
10 |
Составление описательного рассказа с использованием схемы |
1
подгр. |
Закреплять умение детей описывать игрушки, используя схему, выделяя
характерные признаки: цвет, форму, материал, величину, части, действия с игрушкой; развивать
навык связности, последовательности высказывания. |
“Круги Луллия”.
Схема составления описательного рассказа об игрушке. |
11 |
Составление описательного рассказа с использованием схемы |
1
подгр. |
Учить детей составлять описательные рассказы о животном, используя
план-схему, закрепить навык самоконтроля за произношением в самостоятельной
речи. |
“Волшебные слова”.
Схема составления описательного рассказа о животном. |
12 |
Составление описательного рассказа об одежде с использованием
схемы |
1
подгр. |
Совершенствовать умение составлять описательные рассказы об одежде,
используя план-схему, закрепить навык самоконтроля за произношением в самостоятельной
речи. |
“Шифровщики”.
Схема составления описательного рассказа о животном. |
13 |
Инсценировка рассказа (сказки), составленного по серии сюжетных
картин |
1
подгр. |
Закреплять умения самостоятельного высказывания; совершенствовать умения
строить грамматически правильно 4-5-словные предложения, действовать в соответствии с
ролью. |
Составление плана рассказа совместно с логопедом. |
14 |
Инсценировка рассказа (сказки), составленного по серии сюжетных
картин |
1
подгр. |
Закреплять умения самостоятельного высказывания; совершенствовать умения
строить грамматически правильно 4-5-словные предложения, действовать в соответствии с
ролью. |
Самостоятельное составление плана - схемы рассказа. |
II период обучения (январь – май)
№
|
Тема коррекционно-образовательной деятельности |
кол-во, вид
К-ОД |
Программное содержание |
|
1 |
Пересказ сказки по опорным картинкам |
1
подгр. |
Продолжать учить связности, полноте, логичности и непрерывности
пересказа, используя в качестве плана опорные картинки.
Пересказ сказки Э. Успенского “Привет мартышки” по опорным картинкам. |
“Сложные слова”.
Опорные картинки. |
2 |
Пересказ сказки по опорным картинкам |
1
подгр. |
Продолжать учить связности, полноте, логичности и непрерывности
пересказа, используя в качестве плана опорные картинки.
Пересказ сказки Э. Успенского “Привет мартышки” по опорным картинкам. |
“Составь предложение”.
Опорные картинки. |
3 |
Обучение самостоятельной постановке вопросов (разговор с больным по
телефону) |
1
подгр. |
Закреплять умение детей самостоятельно задавать вопросы по отработанному
стереотипу; обучать самостоятельному формулированию вопросов.
|
“Задаем вопросы”.
Вопросы восполняющего типа (Какой? Какие? Когда? Сколько?) |
4 |
Обучение самостоятельной постановке вопросов (разговор с больным по
телефону) |
1
подгр. |
Закреплять умение детей самостоятельно задавать вопросы по отработанному
стереотипу; обучать самостоятельному формулированию вопросов.
|
“Задаем вопросы” .
Вопросы описательного типа (Кто? Что? Где? Как?) |
5 |
Пересказ рассказа по опорным сигналам |
1
подгр. |
Продолжать учить связности, полноте, логичности и непрерывности
пересказа, используя в качестве плана опорные сигналы, отражающие последовательность
событий. |
Самостоятельное составление схемы рассказа. |
6 |
Пересказ рассказа по опорным словам |
1
подгр. |
Продолжать учить связности, полноте, логичности и непрерывности
пересказа, используя в качестве плана опорные слова, отражающие последовательность
событий. |
Включение в схему рассказа опорных слов. |
7 |
Составление описательного рассказа о животном с использованием
схемы |
1
подгр. |
Учить детей составлять описательные рассказы о диких животных, используя
план-схему.
|
“Системный оператор” (9 экранов).
Схема составления описательного рассказа о животном. |
8 |
Составление описательного рассказа о животном с использованием
схемы |
1
подгр. |
Закреплять у детей умение составлять описательные рассказы о диких
животных, используя план-схему.
|
“Шифровщики”.
Схема составления описательного рассказа о животном. |
9 |
Составление описательного рассказа об овощах и фруктах с использованием
схемы |
1подгр. |
Учить детей составлять описательные рассказы об овощах и фруктах,
используя план-схему. |
“Системный оператор” (9 экранов)
Схема составления описательного рассказа об овощах и фруктах. |
10 |
Составление описательного рассказа об овощах и фруктах с использованием
схемы |
1
подгр. |
Продолжать учить детей составлять описательные рассказы об овощах и
фруктах, используя план-схему. |
“Волшебные слова”.
Схема - таблица составления описательного рассказа об овощах и фруктах. |
11 |
Работа над фразой. Сложносочинённое предложение с союзом А |
1
подгр. |
Учить детей составлять сложное предложение с опорой на зрительные
символы; уточнить понятия слово, предложение, действие; активизировать и пополнять
словарь детей. |
“Составь предложение”. |
12 |
Работа над фразой. Сложносочинённое предложение с союзом А |
1
фронт. |
Продолжать учить детей составлять сложное предложение с опорой на
зрительные символы; уточнить понятия слово, предложение, действие; активизировать и
пополнять словарь детей. |
“Составь предложение”. |
13 |
Творческое рассказывание |
1
подгр. |
Продолжать учить развёрнутости, связности и непрерывности рассказа, на
основе событий личного опыта. |
Самостоятельное составление плана – схемы рассказа. |
14 |
Работа над фразой. Сложноподчинённое предложение с союзом ПОТОМУ
ЧТО |
1
фронт. |
Учить детей составлять сложное предложение с опорой на логические выводы,
формировать связную речь детей. |
“Задаем вопросы”.
Вопросы каузального типа (Отчего? Почему?) |
15 |
Работа над фразой. Сложноподчинённое предложение с союзом ПОТОМУ
ЧТО |
1
фронт. |
Закреплять умение составлять сложное предложение с опорой на логические
выводы, формировать связную речь детей. |
“Задаем вопросы”.
Вопросы каузального типа (Отчего? Почему?) |
16 |
Составление описательного рассказа о временах года с использованием
схемы |
1
подгр. |
Продолжать учить детей составлять описательные рассказы о временах года,
используя план-схему. |
Схема – таблица составления рассказа о времени года. |
Желаем успехов! | |