ЛОГОПЕД.ru

Раздел для специалистов.

 
 

Как опубликовать свой материал и получить сертификат на публикацию

Нарушения речи

Развиваем речь

Эти трудные звуки!..

Логопед для взрослых

Консультация

    Страницы:
    1  2  3  4  5  6  7

Литература по логопедии

Логопедические игры

Полезные материалы

Для специалистов

Книги и статьи.

Конспекты занятий

Документация.

Обследование.

Планирование.

Полезные материалы.

ТСО


Обратная связь
Доска объявлений

Отзывы о нас

When.Flights

Полезное:

Открытое логопедическое занятие с использованием тренинговых упражнений по коррекции чтения и письма.

Меркулова С.А., учитель-логопед, МОУ "Лицей №5", г.Губкин, Белгородская область.

Тема. «Ударение. Орфоэпические нормы».

Цели занятия.

Образовательные:
- закрепление знаний об ударении и речевых единицах.
- уточнение различий в произношении и написании слов.

Коррекционно-развивающие:
- развитие функций зрительной модальности (зрительных форм внимания, памяти, мышления, восприятия);
- обогащение и активизация словаря по теме «космос»;
- развитие творческих способностей, навыков контроля и самоконтроля.

Воспитательные:
- создание ситуации успеха;
- воспитание чувства ответственности, взаимопомощи;
- повышение речевой активности.

Оборудование.
1. Для украшения класса: звездочки.
2. Пазл космического корабля.
3. Билеты для экзамена, магнитная доска, буквы для слова «шоколад», призы участникам.
4. Презентация для занятия с музыкальным сопровождением.

Скачать презентацию для занятия с музыкальным сопровождением (9,7Mb).

1.1 Организационный момент.

Л: - Здравствуйте ребята и уважаемые гости.

- День учебный продолжается,
И занятие начинается.

Л: - Какое слово я выделила голосом?
Л: - Какое слово было первым?
Л: - На какой слог падает ударение?

Л: - Какое слово подойдёт для приветствия наших гостей? – Поприветствуйте их. Садитесь. Все вместе:

- Говорим всегда красиво,
Чётко и неторопливо,
Вспоминаем обязательно,
Что учили на занятиях.

Сегодня у нас необычное занятие. Его тему вы узнаете чуть позже.

1.2.Разминка.

Л: - Выполним комплексную разминку.

Для дыхания упражнение «Ракета»

1 – глубокий вдох через нос, руки медленно поднять через стороны вверх.
2 – ладони соединить вместе, плотно прижав, друг к другу.
3 – подняться на носки, потянутся вверх, задержав дыхание.
4 - медленный глубокий выдох со звуком «Ш», руки в такт выдоху опускаются вниз через стороны.

1.3.Пальчиковая гимнастика.

Массаж: возьмем два карандаша и покатаем их между ладонями.

Мягкой кисточкой покрашу
Стульчик, стол и кошку Машу.
(Поглаживание раскрытой правой ладони пальчиками левой руки, и наоборот.)

1.4. Развитее внимания, памяти, ориентации в пространстве.

Упражнение «Муха»

1.5. Загадки.

Отгадайте загадки и запишите схемы слов под цифрой 1.

Помним, что сидим красиво
Пишем мы неторопливо. СЛАЙД 1,2

Ни пера, ни крыла,
А быстрее орла.
Только выпустит хвост –
Понесется до звезд.
(Ракета) Выделить ударный слог.

***
Большой подсолнух в небе,
Цветет он много лет,
Цветет зимой и летом,
А семечек все нет.
(Солнце) Выделить ударный слог.

***
По темному небу рассыпан горошек
Цветной карамели из сахарной крошки,
И только тогда, когда утро настанет,
Вся карамель та внезапно растает.
(Звезды) Выделить ударный слог.

***
В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его – полоска света,
А зовут объект …
(Комета) Выделить ударный слог.

Дети отгадывают загадки, и обосновывают свои ответы.

1.6.Графический диктант.

Детям раздаются индивидуальные листы для выполнения всех заданий урока. Под цифрой 1 выполняют графический диктант. СЛАЙД 3

Л: - Рисуем по клеточкам. Цифра обозначает количество клеточек, а стрелочка направление движения. Сядьте прямо, как ученики. Справа, от цифры «2» отсчитайте 3 клеточки и поставьте точку. Теперь выполняйте рисунок по схеме:

Графический диктант

Л: - Какой рисунок у вас получился?

Графический диктант 'Ракета'

2. Основной этап.

Л: - Дорогие ребята, уважаемые гости как вы уже догадались, сегодня мы совершим необычное путешествие, какое, как вы думаете?
Л: - Правильно космическое.
Л: - Кто может сейчас предположить тему нашего занятия? Правильно, ударение. Также мы будем разговаривать и об орфоэпии. СЛАЙД 4 Орфоэпия (от греческого orthos - правильный и epos - речь), правильное произношение речи.

2.1. Основная часть занятия.

В начале учебного года в нашу школу пришло письмо: «Дорогие ребята, я сочинил стихотворение, но мои друзья не могут его понять. Не могли бы вы мне помочь? Прилетайте, пожалуйста, на нашу планету». Ребята, как вы думаете, кто написал это письмо?
Дети высказывают предположения.
Л: - На этой планете живут слова, а также увлекательные истории. Несколько месяцев вы изучали русский язык, учились читать и писать без ошибок, грамотно и красиво выражать свои мысли, а также изобретать, фантазировать, искать ответы на сложные вопросы. Сегодня вам понадобятся не только знания, но еще собранность, смекалка, готовность помочь друг другу. Вы согласны отправиться в путешествие?
Дети. Да!
Л: - За правильные ответы вы будете получать фрагменты, и в конце нашего занятия у вас получиться изображение предмета, который вы соберете.
Л: - Для полета нам нужен экипаж. Команда нашего космического корабля готовилась к полету не только на уроках, но и логопедических занятиях. Чтобы стать космонавтами, вам придется сдать экзамен.

Учащиеся по очереди берут билеты, читают вопрос и отвечают на него.
1. Что такое ударение? (Ударение — выделение каким-либо акустическим средством гласной в слоге)
2. Для чего необходимо ударение?
3. На какую букву всегда падает ударение?
4. Может ли меняться значение слова от ударения? (ОМОНИМЫ: замок, ирис, кружки)

Л: - Вы удачно прошли испытание, теперь вас можно назвать космонавтами и получаете первый фрагмент. Занимайте место на космическом корабле. Пришла пора узнать, как называется наш корабль. Расставьте буквы, как показывают цифры. СЛАЙД 5
3542671
РУТОНАФ

Читаем название хором.
Дети. «Фортуна»!
Л: - На какой слог падает ударение в названии корабля? В этом слове мы произносим вторую букву «А», но при письме будем писать? «О». Фортуна - значит удача. Пусть нас в пути всегда сопровождает удача.

Внимание! Говорит центр управления полетом. Экипажу космического корабля «Фортуна» приготовиться к полету. СЛАЙД 6 (Звезды) * музыка 6
Л: - Закройте глаза, сядьте удобно, дышите спокойно, глубоко, ровно. Представьте себе, что вы находитесь на космическом корабле. Прямо перед собой вы видите в иллюминатор удаляющуюся Землю. Из космоса вы видите ее как бело-голубой шар, который становиться все меньше и меньше. Вы находитесь в космическом пространстве. Впереди наблюдаете некую планету и начинаете приближаться к ней. Она красива и загадочна. Найдите глазами место, где вы можете посадить свой корабль, и постепенно начинайте приближаться к нему. Медленно и плавно вы садитесь на поверхность планеты, это спутник Земли. Посмотрите вокруг еще раз и откройте глаза.
Л: - Прочитайте слова, и скажите, как же называется планета, на которой мы сделали посадку? На какое слово нельзя держать курс? Расставьте ударения. СЛАЙД 7

Луна
Лунка
Лунный
Прилунился
Полнолуние

Л: - Найдите лишнее слово и объясните выбор. Что общего у остальных слов?
Экипаж. Они связаны по смыслу, имеют общий корень.
Логопед. Как они называются?
Экипаж. Однокоренные. Они связаны по смыслу, имеют общий корень.
Дети называют и выделяют корни однокоренных слов.
Логопед. Что означает слово «прилуниться»? Молодцы, вы получаете еще один фрагмент изображения. ФРАГМЕНТ 2

Л: - И вот наш космический корабль сел на твердую поверхность планеты. И нас здесь встречает ее житель, посмотрите на него, узнаете? СЛАЙД 8
Дети: - Да, это Лунтик.
Л: - Ребята, а вы знаете, как инопланетяне здороваются?

Упражнение «Буратино».

Ладонь левой руки вертикально у лица, большой палец приставить к носу. К мизинцу левой руки прижать большой палец правой. Двигать всеми пальцами, кроме больших и мизинца, не соединяя их. Затем руки поменять. Здрав-ствуй-те.
Логопед. А так инопланетяне играют.

Упражнение «Ухо - нос».

Левой рукой взяться за нос, правой - за левое ухо - «раз». «Два» - поменять положение рук. Каждое упражнение выполняется 8-10 раз.

Л: - Молодцы, давайте покажем, как дети с планеты Земля выполняют зарядку.

Встань пораньше,
(4 шага вперед)
Не ленись,
(4 шага назад)
На зарядку,
(руки вперед, вверх, в стороны, вниз)
Становись.
(4 хлопка руками)

Л: - Молодцы ребята, получите еще фрагмент изображения. ФРАГМЕНТ 3

Активизация словаря.

Помните, Лунтик звал нас в гости, чтобы мы помогли ему исправить ошибки в его стихотворении. Давайте поможем исправить ему ошибки, поставим ударение, и произнесем правильно трудные слова. СЛАЙД 9,10

Солнешный луч раздвигнул тучи
Крохотуленькой ладошкой
Убежав вмиг дождь колючищий
Вслед за сероватой кошкой
Солнца луч раздвинул тучи
Крохотной ладошкой.
Убежал вмиг дождь колючий
Вслед за серой кошкой.
Туча-кошка улетевша
Унося ненастье
В небушке солнышко взыгралося
Рассыпая счастье…
Туча-кошка улетела
Унося ненастье.
В небе солнышко играло,
Рассыпая счастье…

Л: - молодцы ребята, вы помогли Лунтику исправить ошибки и забираете очередной фрагмент. ФРАГМЕНТ 4
- Но чтобы он научился грамотно излагать свои мысли, мы приглашаем его в 1 класс.

Л: - Молодцы. Пока мы помогали Лунтику, в космических словах буквы поменялись местами, и мы должны поставить все по местам. В 1-й отсек – слова, с ударным первым слогом, во 2-й отсек – со вторым, а в 3-й отсек слова. Где ударный третий слог. СЛАЙД 11, 12
1-й отсек2-ой отсек3-ий отсек
СпунтикСкадафнрНесовемость
КомсосПалнетаАтрамосфе
СелнцоПирборыКоснавтмо

Л: - В своих листочках под цифрой «3», закодируйте эти слова и поставьте ударения. Какие слова отличаются произношением от написания, как они пишутся и произносятся? Придумайте и запишите предложения с одним из представленных слов, так, чтобы у вас получился маленький рассказ. Под цифрой 4.

1 - й ребенок со словом - ракета.
2 – й со словом - космонавт.
3 – й со словом - спутник.
4 – й со словом - приборы.

Молодцы, вы справились с заданием, и получаете очередной фрагмент изображения. ФРАГМЕНТ 5

Развитие зрительного восприятия, мышления, звукового и слогового анализа слов.

Л: - Лунтик приглашает нас в космический зоопарк. Там обитают различные животные. СЛАЙД 13
Ребята посмотрите, что вы заметили необычного в названии животных? Ответы детей.
На слайде подписи: ТИГРЕНКИ, МЕДВЕЖОНОК, ПИНГВИНЯТА. ЩЕНОНКИ, КОТЕНКИ. Разве такие слова можно употреблять в речи? Давайте исправлять и ставить ударение. Назовите отличие написания и произношения этих слов. Вы все сделали правильно, молодцы вот вам еще фрагмент вашей картины. ФРАГМЕНТ 6
Л: - ребята как вы думаете, какое самое любимое лакомство Лунтика и его друзей? Возьмите буквы и сложите это слово, незабудьте поставить ударение и грамотно его произнести. Дети из букв складывают слово ШОКОЛАД. Вручение ФРАГМЕНТА 7

Л: - Но нам пора собираться в дорогу. Внимание! Говорит центр управления полетом. Экипажу космического корабля «Фортуна» занять свои места! Начинаем отсчет. 5,4,3,2,1 пуск!

Релаксация

СЛАЙД 14 Л: - Закройте глаза, сядьте удобно, дышите спокойно, глубоко, ровно. Вы в космическом корабле, и он покидает Луну, мы возвращаемся на Землю. Скажите ее жителям до свидания. Прямо перед собой вы видите удаляющуюся Луну. С каждой секундой она становиться все меньше и меньше. Вы находитесь в космическом пространстве. Впереди вас ждет родная планета Земля. Вы уже ясно видите ее перед собой. Медленно и плавно вы садитесь на поверхность планеты. Идем на посадку. Посмотрите вокруг еще раз и откройте глаза.
После перелета нам необходимо сделать нашу гимнастику для восстановления дыхания.

Физ. минутка.

Для дыхания упражнение «Ракета».

1 – глубокий вдох через нос, руки медленно поднять через стороны вверх. 2 – ладони соединить вместе, плотно прижав, друг к другу. 3 – подняться на носки, потянутся вверх, задержав дыхание. 4 - медленный глубокий выдох со звуком «Ш», руки в такт выдоху опускаются вниз через стороны.

3. Заключительная часть.

3.1. Итог.

Л: - Ребята, вам понравилось наше путешествие?
- Что мы сегодня с вами делали на занятии? (отгадывали загадки, шифровки, ставили ударение, играли, помогали Лунтику и т.д.)
- О чем мы говорили?
- Что такое Ударение? С каким новым словом вы сегодня познакомились? Как вы его понимаете?

3.2. Рефлексия.

- Поднимите руку, кому было на занятии трудно? В каких заданиях?
- Поднимите руку, кому было на занятии интересно?
Л: - Ребята, давайте посмотрим, какая же картина получилась у вас? Вы собрали ее из фрагментов за свои ответы. Космический корабль.
Л: - На прощание Лунтик и его друзья просили вам передать угощение за помощь, которую вы им оказали. Посмотрите сюда? Что это? Вручение призов.
- Шоколад.
Л: - Я уверена, что вы еще раз убедились, как важно дружить со словами. Как важно уметь не только думать, но и грамотно выражать свои мысли в речи. Желаю вам успехов и новых открытий каждый день.

День учебный продолжается,
А занятие завершается.
До свидания ребята.

Желаем успеха!

 

Логопедические игры на портале Мерсибо

Поиск специалистов.

Россия:
  Другие страны:
А Б В Г Д Е Ё Ж 
З И Й К Л М Н О 
П Р С Т У Ф Х Ц 
Ч Ш Щ Ы Э Ю Я 

  • Изменить свою личную страницу специалиста.
  •  

     

    Интересные сайты.

      Полезные ссылки:

    1999-2020 © Logoped.Ru



    TopList       Rambler's Top100 Service