Формирование пространственных отношений на ведущую руку.
Лебедева О.А.,
учитель-логопед, МДОУ “Детский сад №175” г.Перми.
Цель: развивать пространственные представления на
основе невербальной и вербальной дифференциации правых и левых частей тела с опорой
на умение выделять ведущую руку (правую или левую).
Работа на этом этапе ведется по подгруппам: правши и левши.
А. Задача: формирование пространственных
отношений на
ведущую руку. Введение обозначения главной (правой или левой руки)
и на ее основе выделение левой (правой) руки, закрепление их речевых
обозначений.
Логопед и ребенок работают по следующим вопросам:
- Назови, что у тебя находится около твоей главной руки?
- Возьми главной рукой...
- Положи около главной руки...
- Повернись в сторону главной руки...
Затем вводится обозначение:
- Главная рука - это твоя правая рука, а все что находится рядом с
главной рукой - это справа (обыгрывается с игрушками).
Аналогично вводится обозначение левой руки и понятие “слева”.
Б. Задача: формировать ориентацию в схеме собственного
тела с опорой на ведущую руку (прямая и перекрестная), закрепление речевых
обозначений правых и левых частей тела. Закрепление предлогов: в, над, под, на,
за.
Вначале усваиваются ориентиры оси тела. Логопед объясняет
ребенку: “ Все наше тело, так же, как и руки, делится на правую и левую половины.
Если провести линию от макушки до низа живота, то она и разделит наше тело на правую
и левую половины. Проведи такую линию указательным пальцем правой руки сверху вниз и
назови, по чему она пройдет”.
Затем ребенок должен осознать сторону тела,
одноименную с ведущей рукой. Ведущая рука касается одноименной стороны
тела, ребенок называет части тела, которых он касается, обязательно называя и
сторону тела (правая нога, правая бровь, правое ухо). Потом ребенок начинает
перечислять участки тела. Расположенные на одном уровне слева — справа. Также
начиная с ведущей руки. Выполняя это упражнение, надо вначале прикасаться к
симметричным частям тела по-разному: к ведущей стороне - всей ладонью ведущей руки,
а к симметричной части на противоположной стороне - кончиком пальца этой же
руки.
Постепенно ребенок должен научиться называть симметричные части
своего тела автоматически, с закрытыми глазами, по памяти и т.п.
Закрепляем перекрестную ориентировку в схеме собственного тела:
показать правой рукой левый глаз, левое ухо, правую ногу, левую ногу; показать левой
рукой правый глаз. Правое ухо, левую ногу, правую ногу.
При закреплении понятий “слева - справа” можно использовать
логоритмические игры, например, когда ребенок должен точно в соответствии со словами
стихотворения шагать той или иной ногой.
Игра “На лугу”.
Цель: закрепить понятия “справа” и “слева” и их речевые
обозначения.
Задание: логопед читает стихотворение и показывает ребенку
“лужок” с цветами и жука.
Жук летает над лужком.
Он устал ходить пешком.
(Г. Виеру)
Сначала ребенку предлагается посадить жука отдохнуть на цветок
справа от себя, потом - на цветок слева. Затем логопед сам садит жука на цветок
справа и слева от ребенка и просит ответить, где сидит жук (справа или слева).
Игра “Аист”.
Цель: формировать представления о правых и левых частях тела,
учить дифференцировать их между собой и правильно обозначать в речи.
Задание: обыгрывается стихотворение про аиста, логопед
выступает в роли аиста.
Дети: Аист, аист длинноногий. Покажи домой дорогу.
Аист - логопед отвечает, а дети производят требуемые движения:
Топай правою ногой.
Потом левою ногой.
Снова правою ногой.
Снова левою ногой.
Вот тогда придешь домой.
Игра “Помоги ученику”.
Цель: формировать умение выделять ведущую правую руку,
выделять на ее основе левую руку и закреплять их обозначение в речи детей.
Задание: логопед читает детям стихотворение.
Стоял ученик
На развилке дорог.
Где право.
Где лево.
Понять он не мог.
Но вдруг учение
В голове почесал
Той самой рукою,
Которой писал.
И мячик кидал. И страницы листал, И ложку держал, И
полы подметал. “Победа!” - раздался Ликующий крик. Где право.
Где лево. Узнал ученик.
(В. Берестов) После чтения
стихотворения педагог задает вопросы:
- Ребята, чего не знал ученик?
- Покажите, какой рукой вы пишите, кидаете мячик, в какой руке держите
ложку, какой рукой пол подметаете?
- Как называется эта рука?
- А теперь покажите другую руку, назовите ее.
- Скажите, а вы похожи на этого ученика или нет?
Игра “Найди ответ”.
Цель: развивать слуховое внимание, память, логическое
мышление, учить ориентироваться в схеме собственного тела.
Задание: логопед читает стихотворение. Ребенок внимательно
слушает, чтобы ответить на вопрос.
Две сестры, две руки
Рубят, строят, роют,
Рвут на грядке сорняки
И друг друга моют.
Месят тесто две руки -
Левая и правая,
Воду моря и реки
Загребают, плавая.
(С. Маршак)
После этого педагог задает вопрос: - Как
называются у человека одна и вторая рука?
Игра “Не зевай”.
Цель: развивать слуховое внимание, память, умение показать
правую и левую руку, то, что находится слева и справа.
Задание: логопед читает стихотворение. Ребенок в это время
должен показать правую - левую руку на слова “правая, левая, справа, слева”.
Это - правая рука.
Это - левая рука.
Справа - шумная дорога,
Слева - быстрая река.
Повернулись мы - и вот Стало все наоборот. Слева - шумная дорога.
Справа - быстрая река. Неужели стала левой Наша правая рука?
Я на дорогу выхожу. Сперва - налево погляжу. Потом - направо и вперед. И я -
умелый пешеход.
Игра “Солдаты”.
Цель: развивать слуховое внимание, память, координацию
движений, общую моторику; закрепить понятия “правая, левая” нога.
Задание: логопед читает стихотворение. Ребенок в это время
должен маршировать с левой ноги.
Левой - правой!
Левой - правой!
На парад идет отряд.
На парад идет отряд.
Барабанщик очень рад:
Барабанит, барабанит
Полтора часа подряд!
Левой - правой!
Левой - правой!
Барабан уже дырявый!
Игра “Артист”
Цель: развивать слуховое внимание и память, умение
ориентироваться в схеме собственного тела и в пространстве, творческое
воображение.
Задание: Логопед читает стихотворения. Ребенок должен
показывать правую - левую руку на слова “правая, левая, направо, налево” и
имитировать действия, названные в стихотворениях.
Правая - левая строят города.
Левая - правая водят поезда.
Правая - левая могут шить и штопать.
Левая - правая могут громко хлопать.
“Пешеход”
Я на дорогу выхожу.
Сперва налево погляжу.
Потом направо погляжу.
А потом перехожу.
“Часы”
Тик - так, гик - так.
Вправо шаг и влево шаг.
И день и ночь вот так:
Вправо шаг и влево шаг.
(на слова “тик - так” - наклоны в стороны) .
“Самолет” Руки в стороны - В полет отправляем
Самолет:
Правое крыло вперед. Левое крыло вперед. Раз, два, три, четыре -Полетел наш
самолет!
“Солдатик” На одной ноге постой-ка. Будто ты — солдатик
стойкий. Ногу левую - к груди. Да
смотри, не упади! А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый! На раз - руки вверх
поднять. На два - носки свои достать. На три
- присесть, Четыре - встать.
На пять - с левой пошагать!
“Кот и котята”
Кот сибирский, кот царапка Учит
деток танцевать: “Грациозно,
очень плавно Нужно лапки
поднимать: Левой – правой .левой
- правой. Раз, два, три, четыре, пять!
Раз, два, три, четыре, пять!”
(ребенок выполняет взмахи руками).
Игра “Куда спряталась мышка”.
Цель: научить находить предмет в пространстве, определяя его
местонахождение словами: вверху, внизу, на, под, слева, справа, за.
Задание: педагог начинает игру с загадки:
Под полом таится.
Кошки боится.
Кто это? (мышка).
“К нам в гости прибежала мышка, она хочет с вами поиграть.
Закройте глазки, а мышка в это время от вас спрячется”. Логопед ставит
игрушку под стол, на шкаф... Лети, открыв глаза, ищут мышку.
Найдя ее, ребята говорят, где она находилась, используя слова: наверху, внизу, на,
под, слева, справа, за.
Игра “Скажи, куда мы положили”.
Цель: закрепить умение ориентироваться в пространстве
используя слова: за, на, под. над, дальше, ближе, слева, справа, правее,
левее.
Задание:
Первый вариант: Один из детей закрывает глаза.
Остальные прячут игрушку (предмет) на стол, под стол, на шкаф... По сигналу ребенок
открывает глаза и начинает искать игрушку. Найдя ее, он объясняет, где она
находилась.
Второй вариант: Играющие договариваются, что будут
подсказывать, куда положили предмет. Например: “Мяч под...мяч за...” и так далее.
Ребенок должен искать в направлении, указанном остальными детьми. После того как он
найдет предмет, меняется ведущий.
Игра “Прятки”.
Цель: закреплять ориентировку в пространстве, используя
предлоги: “под”, “за”.
Задание: педагог объясняет правила игры: “Я закрою глаза,
а вы будете прятаться от меня”. Он закрывает глаза, дети прячутся. Открыв глаза,
логопед идет их искать. Найдя ребенка, он спрашивает: “Где ты прятался?” Ребенок
отвечает. Если ребенок ограничивается жестом или применяет неправильное слово,
логопед дает точное определение места, где он спрятался. Ребенок должен повторить.
Водящий меняется.
Игра “Что, где?”
Цель: учить ориентироваться в пространстве и обозначать
направление словами: “слева”, “справа”, “перед”, “за”, “сбоку”, “над”.
Задание: дети образуют круг. С помощью считалки выбирается
ведущий.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы играть.
Всех нас надо посчитать.
Раз, два, три, четыре, пять.
Ведущий встает в центр круга и, бросая мяч кому-нибудь из детей,
спрашивает: “Кто справа от тебя?” Если ребенок дает правильный ответ, он становится
ведущим. Игра продолжается. Вопросы могут быть такими: Кто слева от тебя? Кто перед
тобой? Что сзади тебя? Что над головой? и т.д.
Игра “Где правая, где левая?”
Цель: учить ориентироваться в пространстве, отражая в речи
направление: “слева”, “справа”.
Задание: разделившись на две команды, дети выстраиваются в
два ряда. По сигналу команды идут в противоположные стороны. По команде “налево” или
“направо” играющие поворачиваются в соответствующую сторону и останавливаются.
Педагог уточняет, в какую сторону дети повернулись. Кто ошибся - выходит из игры.
Игра продолжается.
Литература:
- Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я. От 1 до 5 с чудесами по
пути.Логопедические игры и задания. – СПб.: Каро, 2001.
- Лопухина И.С. Логопедия: речь, ритм, движение. Пособие для
логопедов и родителей. – СПб.: Дельта, 1997.
- Селезнева Е.В. Мамина книга. Настольная книга для родителей и
воспитателей. – М.: Издательский дом МСП, 1997.
Желаем успеха!
|