Формирование восприятия отношений между предметами и их группами у детей в
игре.
Лебедева О.А.,
учитель-логопед, МДОУ “Детский сад №175” г.Перми.
Цель: формировать умение определять пространственное
расположение предметов и направление движения по отношению к самому себе;
анализировать пространственные отношения и понимать связь между определенным
местоположением предмета в пространстве и речевым обозначением этого места в
пространстве.Точкой отсчета на данном этапе будет сам ребенок.
А. Задача: закрепить понятия “справа” и “слева” (уточнить,
что “справа” - это значит ближе к правой руке, а “слева” - это ближе к левой
руке).
Логопед дает ребенку задания:
- Поставь слева от себя машинку.
- Поставь справа от себя куклу.
- Поставь сзади от себя утенка.
- Поставь спереди от себя зайчика.
Потом логопед задает ребенку вопросы:
- Что стоит справа от тебя?
- Что находится слева от тебя?
- Что у тебя сзади?
- Что находится спереди?
Б. Задача: формировать умение соотносить взаимное
расположение окружающих предметов, менять его по словесным инструкциям; умение
правильно организовывать предметы в пространстве на основе умения отождествлять себя
с центральным предметом (это способствует развитию наглядно-образного и абстрактного
мышления).
Закрепив на предыдущем этапе расположение предметов
относительно самого ребенка, заменяем точку отсчета. Логопед располагает игрушки
вокруг себя и просит ребенка отгадать о какой игрушке идет речь (логопед задает
вопросы). В конце можно перейти к заданиям с разноцветными кубиками (или
геометрическими фигурами). Ребенку даются следующие задания: “Возьми эти кубики и
поставь их так, чтобы, красный кубик был), а). перед синим и позади желтого; б).
перед желтым и позади синего: в), справа от желтого и слева от синего; г), под синим
и над желтым; д). справа от желтого, слева от синего, впереди коричневого и позади
зеленого”. Важно объяснить ребенку, чтобы он попытался представить себя одним из
кубиков, но только всегда - центральным. Сначала ребенок оперирует двумя кубиками,
отрабатывая
простые комбинации: право - лево, верх - низ. Постепенно число кубиков
увеличивается до пяти.
В. Задача: закрепление понятий “направо” и “налево”
(уточняется направление движения “направо” - в сторону правой руки, “налево” — в
сторону левой руки/, и также речевых обозначений “направо” и “налево”, “справа
налево” и “слева направо”.
Игра “Найди клад” (“Прятки”).
Взрослый прячет в комнате какой-либо предмет (игрушку, для
старших детей - букву, цифру, слово). Создается мотивация для детей (“злой волшебник
спрятал...”, “потерялся и плачет...”, “написал нам письмо и просит о помощи...”).
Дальше ребенок по устной инструкции педагога двигается: “прямо”, “направо”, “снова
прямо”, “налево”, “назад” и т.д. После команды “стоп, нашли” ребенок указывает
заданный (спрятанный) предмет.
Игра “Говорящая стрелка”.
Ребенок сам загадывает предмет, до которого он
“путешествует”: “Мне хочется добраться до окна, которое находится справа от меня. Я
отправляюсь в путь, а стрелка подскажет мне, где можно отдохнуть”. В руках у ребенка
стрелка, которую он может поворачивать в нужном направлении. Можно в этой же игре
выложить по пути (или нарисовать мелом) стрелки, указывающие направление. Во время
путешествия ребенок должен проговаривать вслух направление своего движения: “Иду
прямо, поворачиваю налево” и т.д.
На данном этапе учим детей пользоваться рисованными схемами
передвижения в пространстве с речевым обозначением направлений движения ( —>
“направо”, “слева направо”; <— “налево”, “справа налево”).
Игра “Рыбки”.
Логопед показывает рисунок аквариума: “Посмотри внимательно
на картинку. Теперь положи рыбку в аквариуме так, чтобы она плыла направо, а теперь
- налево”. После этого логопед размещает рыбок в аквариуме (часть рыбок плывет
направо, а часть - налево) и задает вопрос: “Скажи, сколько рыбок плывет в аквариуме
справа налево? А сколько слева направо?”
Игра “Медвежата и ежата”.
Логопед читает стихотворение, и показывает картинки с
изображениями ежат и медвежат: Не знали медвежата, Что колются ежата, И давай с
ежатами
Играть как с медвежатами. (Э. Котляр)
Логопед говорит: “Укололись медвежата, испугались ежата и
разбежались все в разные стороны. А кто куда побежал, ты узнай сам”. Педагог
выкладывает под картинками схемы направлений движения (—> “направо”, <—
“налево”) и просит ребенка ответить, в какую сторону убежал этот медвежонок или этот
ежонок.
Г. Задача: учить ребенка ориентироваться в графическом
пространстве, т.е. перемещаться по листу бумаги, следуя словесной инструкции.
Это помогает формироваться навыкам письма, развивает
абстрактное мышление.
Сперва выясняем с ребенком, где верх листа, низ, центр (середина)
листа. Говорим, что около правой руки - правая сторона, левой руки -левая сторона.
Потом вводим верхний левый угол, нижний левый угол, верхний правый угол, нижний
правый угол и т.д. Итого даем девять позиций нахождения предмета на листе бумаги. В
зависимости от уровня развития детей или этапа работы можно давать этот материал с
опорой на предметные картинки или же - геометрические фигуры.
С детьми проводятся игры, целью которых является научить их
ориентироваться в графическом пространстве, т.е. научиться перемещаться по листу
бумаги, следуя словесной инструкции.
Игра “Фигуры высшего пилотажа”.
Перед детьми голубой лист бумаги и кружок (самолет). Педагог:
“Скоро воздушный праздник. В нем примут участие летчики, которые покажут фигуры
высшего пилотажа. И мы с вами будем летчиками. А самолетом станет кружок. Поставьте
его на взлетное поле — голубой лист бумаги, внизу. Самолет быстро поднимается вверх,
но резко падает вниз. Где находится самолет? (внизу) Теперь он летит в верхний
правый угол. Где теперь находится самолет?” и т.д. Дети изменяют маршрут по словам
педагога и, отвечая на его вопросы, говорят, где находится самолет (в центре, в
верхнем левом углу, внизу и т.д.).
Игра “Кукольная комната”.
Кукольная комната это
большая коробка без крышки с прорезанными или нарисованными по бокам окнами
и дверями. Мебель можно склеить из спичечных коробков или использовать готовую
игрушечную мебель: стол, диван, стулья или любые другие предметы. Важно только,
чтобы их было не менее трех и они были разной формы. Для игры также понадобится
план, который предварительно вычерчивается на листе бумаги. Подготовив план, логопед
рассказывает ребенку следующую историю: “Кукла Маша купила новую мебель, но она
не знала, как лучше расставить ее в комнате. Медвежонок решил
помочь Маше. Он взял лист бумаги и показал, как надо поставить мебель”. Предъявляя
план ребенку, следует пояснить его: “Сюда Миша поставил стол, сюда шкаф” и т.д.
Далее ребенок расставляет мебель, “как показал медвежонок”. Количество предметов в
игре не должно быть больше трех -четырех. Пространственное положение кукольной
комнаты и ее плана должно быть одинаковым (дверь располагается с одной и той же
стороны). При повторении игры следует менять расположение мебели, добавляя новые
предметы.
Игра “Кукла Маша купила пианино”.
Для проведения игры понадобится та же кукольная комната с
мебелью и ее план. Но план выкладывается на листе бумаги при помощи вырезанных из
картона геометрических фигурок.
Задание будет состоять в перестановке мебели. Кукла Маша купила
пианино, но не знает, куда его поставить. Для этого нужно переставить остальную
мебель. Педагог просит ребенка помочь Маше. Для этого ему дается прямоугольник,
обозначающий пианино. И предлагается переместить мебель на плане так, чтобы
поместился этот новый предмет. Это не так просто: ведь пианино должно стоять у
стены, и перед ним необходимо оставить достаточно места для стула. Затем ребенок
должен реализовать свой план, переместив мебель в кукольной комнате. Такая
перестановка сразу подтвердит правильность или неправильность выбранного решения.
Подобная игра может проводиться с любым другим предметом обстановки.
Игра “Найди игрушку”.
Игра проводится в комнате. Перед началом игры логопед вместе
с детьми вычерчивает план схему комнаты. Выбрав определенный масштаб, чертят стены
комнаты, обозначают двери и окна, а затем изображают находящиеся в ней
предметы.
В этой игре, пользуясь планом, надо найти спрятанный предмет.
Дети поочередно прячут игрушку и делают соответствующую отметку в плане. Ребенок
должен научиться пользоваться планом, находясь в любой точке комнаты. Для этого
сначала ему нужно будет сориентировать план (повернув его так, чтобы изображение
двери “смотрело” в сторону двери, а изображение окна - в сторону окна), а затем -
определить собственное место в комнате (“я сижу вот на этом стуле”). После этого уже
легко найти в комнате отмеченный на плане предмет.
Игра “Куда залетела пчела”.
Для игры понадобится кукольная комната и кукольная мебель:
круглый стол, стульчик, кресло, диван, кровать, шкаф (предметы можно менять, но для
начала их должно быть не более шести).
Вместе с детьми взрослый расставляет мебель в комнате и рисует
план: черточкой отмечается расположение окна, крестиком - двери, а с помощью
кружков, квадратиков и прямоугольников изображаются предметы кукольном мебели.
На нарисованном плане красным кружком отмечается предмет, под
который залетела пчела. Дети (по очереди) должны по этому указанию отыскать ее в
игрушечной комнате. Игру можно повторять несколько раз: пчела каждый раз будет
залетать под разные предметы.
Перед началом игры педагог должен сориентировать план, т.е.
расположить окно и дверь на плане и в комнате с одной стороны от ребенка (комната -
образец при этом находится за планом).
Игра “Водители”.
Предварительно дети должны познакомиться с дорожными знаками.
Их изображения можно взять из правил дорожного движения или книжек для детей. Не
следует брать сразу большое количество знаков. Достаточно будет познакомить детей со
следующими знаками: движение только прямо, движение направо, движение налево,
движение прямо и направо, движение прямо и налево, техническое обслуживание
автомобилей, автозаправочная станция, пункт медицинской помощи.
Показывая детям изображения знаков, педагог дает следующие
пояснения: “Это знаки для водителей. Некоторые из них показывают шоферу, куда можно
ехать, а куда нельзя. Все водители должны обязательно подчиняться дорожным знакам.
Например, белые стрелки в синих кругах показывают, что ехать можно только прямо или
в ту сторону (правую или левую), куда показывает стрелка. Есть знаки, разрешающие
движение прямо и в одну из сторон (правую или левую), куда отходит маленькая
стрелка. Туда, куда стрелка не показывает, ехать нельзя. Другие знаки сообщают
шоферу о том, в каком месте находится бензоколонка, где можно взять бензин,
мастерская, где ремонтируют машины, и больница или поликлиника”.
Делается несколько вариантов несложных игровых полей и дорожные
знаки. Каждое игровое поле - это рисунок разветвленной системы дорог с дорожными
знаками.
Педагог кладет перед ребенком игровое поле и говорит: “Ты
водитель автомобиля, тебе нужно отвезти зайчика в больницу, набрать бензин и
починить машину. Внизу рисунок машины обозначает гараж, откуда ты выехал и куда
должен вернуться. Подумай и скажи, в каком порядке нужно посетить вес эти пункты,
чтобы не нарушать правила дорожного движения. А потом мы посмотрим, правильно ли ты
выбрал путь”.
Если игровое поле достаточно крупное, водитель может отправляться
в путь, прокатывая по улицам игрушечную машину. Если оно маленькое, достаточно
показать путь карандашом.
Список используемой литературы
- Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я. От 1 до 5 с чудесами по
пути.Логопедические игры и задания. – СПб.: Каро, 2001.
- Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Пособие для
детей и родителей. – СПб.: Издательский дом “Литера”, 2001.
- Лопухина И.С. Логопедия: речь, ритм, движение. Пособие для
логопедов и родителей. – СПб.: Дельта, 1997.
- Селезнева Е.В. Мамина книга. Настольная книга для родителей и
воспитателей. – М.: Издательский дом МСП, 1997.
- Чистякова М.И. Психогимнастика. /Под ред. М.И.Буянова/ – М.,
1990.
6.Борякова Н.Ю. и др. Практикум по развитию мыслительной
деятельности у дошкольников. - М: Гном-пресс, 1999.
7.Новикова В.П. Математика в детском саду. - М.:
Мозаика-синтез, 2000.
8. Селиверстов В.И. и др. Игры в логопедической работе с
детьми. - М.:
Просвещение,1987.
Желаем успеха!
|