Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе “Рассказы о жизни птиц и
животных. Загадки”.
Кожанова О.М., учитель-логопед,
г.Москва.
Цели:
-Уточнить какие птицы зимующие, какие перелётные.
-Уметь отгадывать загадки про птиц и животных.
-Знание голосов птиц.
-Воспитывать доброе отношение к животным и птицам, желание помочь им.
-Расширение словарного запаса.
-Умение составлять рассказ-описание.
-Развитие памяти, внимания, мышления.
Оборудование:
-тетрадь
-пенал
-книга о жизни животных и птиц
-предметные картинки
-карточки
-аудиокассета с голосами птиц и животных
План занятия.
1. Организационный этап.
Собрать внимание детей.
2. Ход занятия.
Игра “Угадай голоса птиц”.
Логопед: “Угадайте какая птица произносит такие звуки:
- как-кар (ворона) з.
- чик-чирик (воробей) з.
- курлы-курлы (журавль) п.
- ку-ку (кукушка) п.
- синь-синь-синь (синица) з.
- рюм-рюм-рюм (снегирь) з.
- ча-ча-ча (сорока) з.
Логопед: “Какие из этих птиц перелётные, а какие зимующие?”
Загадки о птицах.
Логопед: “Отгадайте загадку”.
-Угадайте что за птица
Скачет по дорожке.
Словно кошки не боится,
Собирает крошки.
А потом на ветку прыг
И чирикает: “чик-чирик”. (воробей)
Кто присел на толстый сук.
И стучит тук-тук-тук. (дятел)
Грудка ярче, чем заря у кого? (у снегиря)
Маленький певец лесной
Лучше всех поёт весной. (соловей)
Кто летает, кто стрекочет,
Рассказать нам новость хочет? (сорока)
Кто летает тёмной ночью
И схватить мышонка хочет? (сова)
Логопед: “Назовите перелётных птиц и зимующих птиц”.
1)Соловей 2)Воробей, дятел, снегирь, сорока, сова.
Игра в слова.
Логопед: “Хлопните в ладоши, услышав слово подходящее по смыслу воробью”.
Ворона, утка, синица, соловей, журавль, голубь, ласточка,
сорока, стриж.
Учитель: “Объясните выбор. Запишите названия птиц, подходящие по смыслу
воробью”.
Вопросы.
Логопед: “Ответьте на вопросы. Какие птицы зимуют в наших краях?”
ворона, воробей, сорока, дятел, сова, голубь.
Логопед: “Какие птицы улетают зимовать в тёплые края?”
журавль, утка, лебедь, кукушка, соловей, скворец, стриж, ласточка.
Логопед: “Как вы думаете только у птиц происходят изменения одни улетают, другие
остаются зимовать?”
Логопед: А у животных происходят изменения? Какие?
Заяц меняет серый мех на белый, медведь впадает в зимнюю спячку.
3. Физкультминутка.
Пальчиковая гимнастика (изображение птиц и животных).
Загадки о животных.
- Бежит с горушки,
Прижав ушки. (заец)
По веткам скачет,
Да не птица.
Рыжая,
Да не лисица. (белка)
Кто зимой холодной
Бродит в лесу голодный? (волк)
Хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт. (лиса)
Трав копытами касаясь
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (лось)
Игра 4-й лишний.
Логопед: “Посмотрите на картинки на доске , назовите , кто на них изображён. Кто
лишний?” и т.д.
- медведь, дятел, лось, барсук.
- Сорока, скворец, курица, журавль.
- Ворона, синица, воробей, соловей.
Рассказы про животных и птиц.
Логопед: “ А теперь послушайте внимательно рассказы о жизни птиц и животных”.
Логопед зачитывает детям из книги рассказы и включает кассету с записью голосов
животных и птиц (гусь, утка, воробей, зимородок, соловей, голубь, журавль, лебедь, кукушка,
волк медведь).
Рассказ-описание птицы или животного. Работа в тетрадях.
Логопед: “Опишите животное, опираясь на картинки и подсказки”.
Детям раздаются картинки животных и каждый описывает своё животное по плану.
- Это.....
- У него..........уши,.........хвост,.........лапы.
- Питается.............
- Зимует............., потому что.............
- По лесу он.......................
4. Итог урока.
Логопед выделяет лучших и худших детей.
Желаем успехов!
|