Конспект занятия "Звуки [Л]-[ЛЬ]. Буква [Л]."
Прохорова С.П.
учитель-логопед,
Тема НОД: Цели: • Четкое произнесение звуков [Л], [Ль]; • Дифференциация звуков [Л], [Ль] на слух и в произношении; • Преобразование слогов, слов; • Определение позиции звука [Л] в слове (начало, середина, конец); • Знакомство с буквой Л; • Анализ и синтез слов ШКОЛА; • Выкладывание слов из букв по следам анализа; • Печатание буквы Л в тетрадях; слов по следам анализа; • Чтение слогов, слов; • Развитие внимания, памяти. Ход НОД. I Оргмомент: 1. Эмоциональный настрой Игра-пожелание «Удачи тебе!» Дети поочерёдно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят: - Желаю (соприкасаются большими пальцами) - успеха (указательными) - большого (средними) - во всём (безымянными) - и везде (мизинцами). - Удачи тебе на занятии! (Прикосновение ладонями.) 2. Упражнения на развитие логики, внимания памяти. На доске обобщенная модель занятия в виде карты города (Слайд № 1). Логопед напоминает, что путешествие начинается с улицы Умной головы, где детям необходимо разгадать ребусы (слайды № «, 3, 4, 5). Затем логопед просит детей назвать все отгаданные слова и отгадать, какой звук пришел к ним в гости на занятие. II. Знакомство с темой занятия. Звуки «Л-ЛЬ». 1. Артикуляция и характеристика звуков «Л», «ЛЬ»: На Улице Ловкого язычка дети рассматривают артикуляцию звуков «Л», «ЛЬ», дают характеристику по опорной схеме, находят квартиру для «Л, ЛЬ» в Доме звуков (магнитный домик с окошками для звуков и букв). Сравнение звуков «Л, ЛЬ» (чем похожи, чем отличаются) (слайды № 6, 7) 2. Дифференциация звуков. На улице Хорошослышащих ушек дети играют в игру «Сигнальщики»: логопед произносит ряд звуков, слогов, слов, а дети выкладывают соответствующий флажок - синий, если слышат звук «Л», зеленый на звук «ЛЬ». Затем логопед предлагает проверить правильность выполнения задания, сравнив с рядом сигналов на доске (слайд № 8) Тут же на этой улице детей встречает Гаврилка-говорилка, дети повторяют за ним цепочки слогов, слов близких по звучанию со звуками «Л-ЛЬ» Например: ЛА-ЛЯ-ЛА, ФЛА-ФЛЯ-ФЛЯ, ЛУК-ЛЮК, ЛАК-ЛЯГ и т.д. Зажги фонарик (в тетрадях) или выкладывание ряда из пуговиц (контроль на слайде) 3. Игра с мячом «Скажи наоборот» По дорожке с непоседливым мячиком дети играют в игру «Наоборот» Логопед произносит слог или слово со звуком «Л», дети заменяют его на «ЛЬ» и произносят новый слог или новое слово: ЛА-…ЛЯ ЛО-…ЛЁ ЛУ-…ЛЮ ЛЫ- …ЛИ ЛАК - …ЛЯГ ЛУК-…ЛЮК МЕЛ - …МЕЛЬ ПЫЛ - …ПЫЛЬ ДАЛ-…ДАЛЬ 4. Выделение звуков «Л, ЛЬ» в произношении по картинкам, дифференциация. Улица Веселых картинок: дети называют картинки, выставленные на панно «Домик». Проводится игра «VI лишний» на дифференциацию звуков «Л». ЛАМПА, ЛЕС, ЛАСТОЧКА, ЛОТО – лишняя картинка ЛЕС (дети объясняют, почему она лишняя) ЛИПА, ОЛЕНЬ, ПОЛКА, ПОЛЯНА – лишняя картинка ПОЛКА и т.д. Лишние картинки убираются, а с оставшимися картинками дети выполняют задания на определение позиции звука в слове. III. Динамическая пауза «Клава ловко лук полола» (слайд № 9) Дети отправляются на улицу Быстрых ножек и выполняют упражнение на координацию речи с движением. Клава ловко лук полола Мыла пол и полки Лола, Пыль Володя выбивал, Гвозди Валя забивал, Коля весело пилил, Анатолий вилки мыл, Ну а маленькая Света Ела сладкие конфеты. Дети проговаривают и выполняют движения, соответствующие тексту. Затем логопед предлагает вспомнить из стихотворения и назвать мальчикам слова со звуком «Л», девочкам со звуком «ЛЬ». IV. Знакомство с буквой «Л». На улице Важных букв дети рассматривают букву «Л» (слайды № 9, 10, 11). Чтение стих.: На стремянку Л похожа И на крышу дома тоже. Обведение буквы Л по контуру, рисование на манке, выкладывание из палочек, из веревочек, заселение буквы в соответствующую квартиру Домика звуков. V. Звуковой анализ, синтез и выкладывание схем слов (слайд № 12) Теперь дети попадают на улицу строгих схем и выполняют звуковой анализ, синтез, выкладывание схемы слова ШКОЛА, затем выкладывают слово из букв магнитной азбуки. VI. Пальчиковая гимнастика. На улице Ловких пальчиков дети выполняют кинезиологические упражнения. VII. Слоговой анализ и синтез: составление слов из слогов (слайд № 13) На следующей улице ведется «стройка»: дети находят кубики-лего с наклеенными на них слогами. Дети выбирают себе кубики одного цвета и составляют домики со словами из деталей конструктора. VIII.Итог
konspekt_zanjatija_zvuku_l-l_bukva_l.pptx
Желаем успехов!
|