|
Играем "в домик" с неговорящими детками-аутистами.
Горбачёва А.В., специалист по клинической коммуникации, логопед.
Это одна из многих игр, которые я использую на своих занятиях с неговорящими детками-аутистами. Любой родитель может организовать такое у себя дома. Если хотите ещё больше игр, которые будут подобраны именно для вашего ребёнка, с учётом его возможностей и особенностей, добро пожаловать ко мне на он-лайн консультацию.
Итак, ИГРАЕМ «В ДОМИК»
КАКИЕ НАВЫКИ РАЗВИВАЕМ В ЭТОЙ ИГРЕ?
1.Ребёнок смотрит на взрослого во время общения (область развития - коммуникация).
2.Демонстрирует интерес к людям (коммуникация).
3.Отвечает на звуки, издаваемые взрослым своими собственными звуками (подражание).
4.Реагирует на звук, издаваемый предметом вне поля зрения ребёнка (база для восприятия и понимания речи).
5.Реагирует на изменение тона голоса (восприятие и понимание речи).
6.Реагирует голосом, когда его зовут по имени (начальные навыки говорения).
7.Произносит какие-либо согласные звуки (начальные навыки говорения).
КАК ИГРАТЬ?
Можно использовать раскладывающуюся палатку из ИКЕА, популярный сейчас вигвам или соорудить свой собственный «домик», положив одеяло на невысокий столик. Для совсем маленьких и/или тревожных детей лучше использовать полупрозрачную ткань, например, тюлевую занавеску.
Строим «домик», залезаем (да-да!) в него и начинаем производить звуки и жесты, которые демонстрируют, как вам хорошо и приятно в этом домике. Стремимся вызвать у ребенка желание присоединиться. Обратите внимание, смотрит ли ребенок на вас в этот момент (навык # 1). Также отметьте, как часто ребенок смотрит на вас на протяжении всей этой игры. Взрослый может сидеть в домике и ждать, пока ребенок приблизится. Если этого не происходит, можно залезть в домик и вылезти из него с такими эмоциями, чтобы ребенок захотел быть вместе с вами внутри (# 2). Можно стучать ногами по полу или похлопывать по стенкам домика, когда ребенок не смотрит в вашу сторону и проверить, поворачивается ли ребёнок, чтобы увидеть, откуда исходит звук (# 4). Не стоит зазывать и тем более затаскивать ребёнка внутрь, так можно только вызвать негативизм. Просто продемонстрируйте, что вам очень интересно и весело внутри. Если не получится сразу, попробуйте ещё раз позже и на следующий день. Некоторым детям необходимо убедиться, что вы уже пять раз сидели в домике и с вами ничего не случилось, прежде чем попробовать самим.
После того, как ребенок освоится в домике, можно начать развивать игру, например, сказать: «Я тебя поймаю!» и начать в шутку ловить ребёнка, чтобы посмотреть, произносит ли ребенок какие-либо звуки, есть ли среди них согласные (# 7). В процессе игры зовём ребенка время от времени по имени и смотрим, ответит ли он голосом (# 6) и (# 3). Во время весёлой игры вероятность такой реакции значительно повышается. Если ребёнок ответил, ответьте ему тоже, постарайтесь втянуть его в своеобразную «перекличку» - вы зовёте, ребёнок отвечает. Чем дольше вы и ребёнок сможет продержаться в такой перекличке, тем лучше.
Также, играя в эту игру, взрослый может изменять тон своего голоса с высокого и радостного на низкий и более серьезный, чтобы увидеть, реагирует ли ребенок по-разному (# 5). Например, взрослый может спросить: «Где Адам?» высоким голосом, а потом: «Ух! Поймаю!» низким голосом. Если играть в эту игру часто и много раз, ребёнок научается различать высоту голоса говорящего и интуитивно предвосхищать действия партнёра по общению. А это уже начало прагматики.
Желаем успехов!
| |