|
План-конспект игры-занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего
дошкольного возраста «Как хлеб на стол пришел».
Чернавских Е.Р., учитель-дефектолог, МБДОУ № 548 – детский сад компенсирующего вида,
г.Екатеринбург.
Скачать презентацию к занятию.
Тема. «Как хлеб на стол пришел»
Цель. Дать знания детям о хлебе как одном из величайших богатств на Земле.
Задачи.
- Уточнить и систематизировать знания детей о том, как на наших столах появляется хлеб.
- Обобщить представления детей о полевом растении – пшеница.
- Обогащение и активизация словаря.
- Развивать связную речь при составлении рассказа по серии сюжетных картин.
- Привитие детям бережного отношения к хлебу.
Оборудование.
- для педагога: игрушка Незнайка, карточки-артикуляционные упражнения, игрушка–видеокамера,
карточки–загадки, серия сюжетных картин о хлебе, хлебобулочные изделия на подносе, ИКТ,
видеофильм «Откуда хлеб пришел».
- для детей: образцы колосьев, зерен, муки, теста, хлебобулочных изделий, плоскостные формы
хлебобулочных изделий, карточки-картинки, салфетки для детей, медали для поощрения.
Этапы игры-занятия |
Содержание игры-занятия |
1. Организационный момент |
- 1, 2, 3, 4, 5 – становитесь в круг играть!!!
- Ребята, посмотрите, кто это сидит у нас в кругу? Вы узнали его, это Незнайка. Он пришел к
нам в гости и хочет с вами поиграть. Давайте вначале поздороваемся с Незнайкой, а потом друг с
другом (дети передают игрушку и желают друг другу доброго утра).
- Сегодня Незнайка отправляется в путешествие. Он хочет узнать, как хлеб появляется на
нашем столе. Ребята, а вы хотите узнать, откуда хлеб пришел? Значит, отправляемся в
путешествие вместе с Незнайкой.
- Для этого нам надо подготовиться. Сделать упражнения.
|
2. Артикуляционная гимнастика |
-Подготовим мышцы щек и губ.
Кувшины с узким и широким горлышком. Вытягивать губы то узкой, то широкой «трубочкой».
Самовар. Надувать обе щеки одновременно.
- Мышцы языка.
Иголочка.
Вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под
счет до «пяти-шести»).
Воротник с широкими и острыми краями.
Чередовать положения «широкого» и «узкого» языка. Положить «широкий» язык на нижнюю губу
(«круглый воротничок»). Вытянуть «острый» язык — «воротничок с острыми краями».
- Мышцы шеи и головы:
Кошка умывается.
Повернуть голову влево — облизать верхнюю губу, повернуть голову вправо — облизать нижнюю
губу.
Круговые движения головой.
- Мышцы рук.
(Пальчиковая гимнастика. См. приложение 1)
- Молодцы. Теперь мы с вами готовы к путешествию. А на чем мы отправимся в путь?
- Хорошо поедем на автобусе. Занимайте свои места. А чтобы все не забыть и другим
рассказать, мы будем снимать на камеру (ставится игрушечная камера).
|
3. Введение в тему |
- Ребята, посмотрите, что-то Незнайка загрустил. Он не может разложить картинки
по порядку правильно. Давайте мы ему поможем.
- Дети выкладывают карточки-картинки на столе по порядку правильно.
- Молодцы. А Незнайка придумал для вас загадку:
Вырос в поле дом
Полон дом зерном
Стены позолочены
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
На столбе золотом.
- Как вы думаете, что это?
- Правильно, это колос.
- Давайте остановимся и посмотрим на колоски. Дети подходят к образцам колосков и
рассматривают их.
- В колосе много зерен.
- Какое это полевое растение? Это пшеница.
- Где растет пшеница? В поле.
- Верно. Незнайка хочет поиграть с зернами. А вы хотите? Возьмите вырезанные фигуры
хлебобулочных изделий, покрытые пластилином, и нанесите на них зерна пшеницы. Зернышки берите
по одному и укладывайте на форму на небольшом расстоянии.
- Понравилось играть? А нам надо отправляться дальше.
- Дети, а Незнайка опять загрустил. Наверное, не может отгадать загадку? Давайте поможем:
У лепешки, каравая,
Сушки, плюшки, пирожка,
От рождения седая,
Мать по имени … (мука).
- Незнайка принес для нас муку. А из чего получают муку? Из зерен колоса.
- Потрогайте, понюхайте, посмотрите на муку, попробуйте на вкус. Какая она? Белая, легкая,
рассыпчатая, безвкусная и др.
- Понравилось вам рассматривать муку? Не забудьте после этого вытереть руки салфеткой.
- А что у вас лежит в другой тарелочке?
- Тесто. Верно. Если в муку добавить воду и другие продукты, то получится тесто. Давайте
поиграем и с тестом, сделаем баранки.
- Пока мы с вами играли с мукой и тестом, Незнайка приготовил картинки. Он хочет составить
рассказ, но боится, что один не справится. Мы с Незнайкой будем начинать рассказ по картинкам,
а вы будете заканчивать.
(На доске 9 картин. См. приложение 2)
Словарная работа проводилась ранее.
1. Весной землю пашут … плугом.
2. Потом ее … боронят.
3. Затем в землю бросают … зерна.
4. Летом растения … поливают.
5. Осенью начинается уборка … урожая.
6. На машинах зерно везут на … мельницу.
7. Здесь из зерна получают … муку.
8. На хлебозаводах из муки пекут … хлеб, батон, булочки.
9. Эти продукты продают в … магазине.
- Молодцы. Очень хороший получился рассказ.
- Незнайка немного устал. А вы? Давайте остановимся и поиграем. Выходите из автобуса.
|
4. Физ. пауза |
(Включается медленная музыка)
Игра-релаксация (См. приложение 3)
- Отдохнули. Отправляемся дальше в путь.
|
5. Закрепление пройденного материала |
- Ребята, посмотрите, пока мы с вами отдыхали, у нас на видеокамере закончилась
кассета.
- Давайте посмотрим, что у нас на кассете?
- Но вот беда, у нас на кассете пропал звук. Видно что-то сломалось. Но мы не будем
расстраиваться, ведь вы - мои помощники. Кто хочет рассказать по слайду?
(Дети составляют рассказ по слайдам «Откуда хлеб пришел». См. приложение 4)
- Молодцы.
- Ребята, а нам с вами пора возвращаться в нашу группу, а Незнайке в сказочную страну. А на
чем мы с вами поедем обратно? Давайте полетим на самолете (имитация движений):
В самолет детишки сели,
Самолеты полетели.
Полетали, покружились,
На площадку приземлились.
- Посмотрите, ребята, пока мы с вами летели, хлеб появился и у нас на столе (на подносе под
салфеткой выложен хлеб ржаной, пшеничный, булочки, сушки, баранки др.).
- Ребята, а ведь мы забыли рассказать Незнайке, что «Хлеб – это наше богатство», его надо
беречь. Почему?
- Правильно. Очень много людей прикладывают труда и сил для его получения. Нельзя
выбрасывать хлеб. Остатки хлеба можно скармливать животным. Давайте, еще вспомним пословицы о
хлебе. Какие вы помните?
- «Хлеб всему голова», «Без хлеба нет обеда». Что они означают?
|
6. Подведение итога игры-занятия. |
- Какие вы у меня помощники! Что бы я без вас делала? Вы очень помогли
Незнайке. Теперь он знает «Как хлеб появился на столе». И поэтому, он приготовил для вас
подарки – медали (детям раздаются медали).
- Давайте попрощаемся с Незнайкой, ему пора. Он обязательно еще придет к нам в гости.
|
Список литературы.
- Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М., 1992
- Волосовец Т.В, Сазонова С. Н. Организация педагогического процесса в дошкольном
образовательном учреждении компенсирующего вида. Владос, 2004
- Подрезова Т.И. Материал к занятиям по развитию речи. – М., Айрис, 2008
- Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. – М.: Просвещение, 1987
- Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. – М., 2007
- Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. – М., 2001
- Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб., 1996
- Шевченко С. Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. – М.: Школьная
пресса, 2003
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Пальчиковая гимнастика “Хлеб”
Муку в тесто замесили, (показываем, как месим тесто)
А из теста мы слепили: (показываем, как лепим пироги)
Пирожки и плюшки, (поочередно сгибаем пальцы)
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи –
Все мы испечем в печи. (хлопаем в ладоши)
Очень вкусно! (вытягиваем руки вперед)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
|
«Откуда хлеб пришел.» Нажмите на рисунок, чтобы
увеличить |
|
«Откуда хлеб пришел.» Нажмите на рисунок, чтобы
увеличить |
|
«Откуда хлеб пришел.» Нажмите на рисунок, чтобы
увеличить |
|
«Откуда хлеб пришел.» Нажмите на рисунок, чтобы
увеличить |
|
«Откуда хлеб пришел.» Нажмите на рисунок, чтобы
увеличить |
|
«Откуда хлеб пришел.» Нажмите на рисунок, чтобы
увеличить |
|
«Откуда хлеб пришел.» Нажмите на рисунок, чтобы
увеличить |
|
«Откуда хлеб пришел.» Нажмите на рисунок, чтобы
увеличить |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Игра-релаксация “Зернышки”
Звучит музыка природы.
Представьте себе, что вы маленькие зёрнышки, брошенные в землю
(дети садятся на ковре). Лежит зёрнышко в земле – темно, сыро,
мягко. Пригрело солнышко, прошёл дождь. Зёрнышко набухло, лопнуло, и показался первый росток
(дети поднимают руки вверх). Пробил росток землю и дотянулся к солнышку (дети встают).
Качается не ветру, тянется. Прошло время – росток окреп и появился колосок. Колосок из
зёрнышка ржи какой? (Ржаной.) Из зёрнышка пшеницы, какой? (Пшеничный.) Из овса какой?
(Овсяный.) Что необходимо для роста и созревания колоска? (Солнце, дождь и руки человека.)
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Слайд № 1
Это зерно – пшеница.
Слайд № 2
Весной специальным трактором пашут землю и сеют пшеницу в землю.
Слайд № 3
Солнце светит, дождик идет. Вскоре на полях появляются зеленые ростки – всходы.
Слайд № 4
Летом вырастают колоски, а в них много зерен.
Слайд № 5
Осенью пшеница созревает, и колоски убирают машинами комбайнами.
Слайд № 6
Зернышки достают из колосков – обмолачивают. Вот сколько много получается зерна.
Слайд № 7
Затем зерно перетирают – мелят и получают муку.
Слайд № 8
Это мука. Муку можно купить в магазине.
Слайд № 9
В муку добавляют воду и другие продукты и замешивают тесто.
Слайд № 10
А это тесто.
Слайд № 11
Из теста лепят хлеб, булочки или лепешки.
Слайд № 12
Тесто кладут в формочки и выпекают в печи или в духовке.
Слайд № 13
И получается вкусный и ароматный хлеб.
Слайд № 14
А еще из теста пекут печенье, булочки, кексы, ватрушки, пироги и пирожки, а также делают
макароны. Все это мы покупаем в магазине.
Желаем успеха!
| |