|
Игры по автоматизации звука «Р»
(из опыта работы).
Бохан О.А., учитель-логопед, МДОУ «ЦРР д/с «Мечта», г.Абакан.
Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка.
Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память,
мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное
устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма.
Несмотря на большое разнообразие логопедической литературы, появившейся в последнее время на книжном рынке, не исключается
поиск новых методов коррекционной работы. Именно использование разнообразных форм и методов приводят к эффективности в
устранении речевых нарушений.
В работе по автоматизации звуков часто используем коррекционно-развивающие игры (КРИ). Цель КРИ должна формулироваться не
как передача конкретных знаний, умений и навыков, а как развитие определенных речевых процессов или способностей
ребенка. КРИ способствуют автоматизации исправленных звуков, коррекции фонематического слуха, развитию чувства ритма и
рифмы, реабилитации нарушенной слоговой структуры, компенсаторному развитию лексико-грамматических категорий, активизации и
развитию высших психических функций.
К коррекционно-развивающим играм относятся и фонетико-фонематические игры. Для этих игр обязательны следующие компоненты:
- максимальное насыщение речевого материала изучаемым звуком при отсутствии оппозиционных звуков;
- обеспечение доминантного характера данного звука;
- использование ритма и рифмы: рифмованный речевой материал способствует более продуктивной автоматизации звуков;
- развитие речевой сноровки и активизация компонентов речевой деятельности детей.
Предлагаем примерный комплекс ф.-ф. игр для автоматизации звука «р» в словах.
Мы со звуком «Р» играем,
и картинки подбираем
Карандаш, морковь, топор.
Паровоз ,сыр, помидор.
Барабан, баран, верблюд.
Груша, рыба, парашют.
| «Картинки для автоматизации звука [р].» Нажмите на рисунок, чтобы увеличить |
Горы, озеро, ведро.
Кенгуру, жираф, перо.
Фартук, помидор, гармошка.
Карандаш, морковь, картошка.
| «Картинки для автоматизации звука [р].» Нажмите на рисунок, чтобы увеличить |
Роза, расческа, ромашка.
Рука, ружьё, рубашка.
Радуга, ручка, кружка.
Рыба, рак, игрушка.
| «Картинки для автоматизации звука [р].» Нажмите на рисунок, чтобы увеличить |
Следующие варианты
Рак, пирамида, тетрадь.
Пароход, паровоз, кровать.
Ромашка, зебра, перо.
Корова, жираф, ведро.
| «Картинки для автоматизации звука [р].» Нажмите на рисунок, чтобы увеличить |
Воробей, горох, топор.
Шар, коробка, помидор.
Парус, барабан, арбуз.
Сыр, ракета, карапуз.
| «Картинки для автоматизации звука [р].» Нажмите на рисунок, чтобы увеличить |
Барабан, горох, топор.
Карта, груша, помидор.
Грузовик, квадрат, забор.
Грач, пружина, мухомор.
Детям предлагается несколько раз проговорить рифмованный материал для закрепления звука. Далее логопед проводит следующую
работу по этим картинкам, а воспитатель на вечернем занятии закрепляет:
- назови много таких предметов;
- скажи со словом три;
- назови этот же предмет, только представь, что он маленький;
- найди рифму;
- какого предмета не стало?
- составь предложение со словом…
- закрой картинки, где звук стоит в начале, середине, конце.
Игры изготавливаются разного формата. Индивидуальные карточки (10-10) приклеиваются в тетрадь ребёнку для домашней
работы. С использованием подобных комплексов автоматизация звука проходит значительно успешнее. Данные мониторинга,
проводимого в нашей группе подтверждают эффективность данных игр.
Желаем удачи!
| |