Скачать презентацию.
( 1 слайд)
Одним из важных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе является
развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с
отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными
экологическими условиями, различными инфекциями. Проблема исправления речи в наше время
является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их
необходимо своевременно выявлять и исправлять.
Я работаю на логопедическом пункте МДОУ №37 с детьми, имеющими диагноз
фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи. У таких детей отмечается
выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии
движений пальцев рук, т.к. движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.
Для формирования речевых зон в коре больших полушарий важную роль отвожу развитию кисти
руки, так как именно она имеет самое большое представительство в коре головного мозга.
Работу по развитию мелкой моторики рук у детей с нарушением речи я провожу систематически,
уделяя ей по 5-7минут ежедневно.
(2 слайд)
“Пальчиковая гимнастика”
"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при
помощи пальцев. В ходе "пальчиковых игр" ребенок, повторяя движения взрослых, достигает
хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на
развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму.
(3 слайд)
Опираясь на исследования детской речи М.М. Кольцовой (сотрудник лаборатории высшей
нервной деятельности ребёнка Института физиологии детей и подростков АНН СССР), ставлю перед
собой задачи в определенном порядке:
Цель: 1. Развитие тактильной чувствительности.
2. Развитие речи, внимания, памяти.
3. Овладение навыками рисования и письма.
(4 слайд)
Двигательные и кинестетические ощущения сигнализируют: о степени сокращения мышц, о
том, насколько согнуты пальцы, кисти рук напряжены, свободны и легки. Эти ощущения хорошо
переносятся на мышцы языка.
“Игры с карандашами”
(5 слайд)
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, образно говоря, идут
тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и
изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда,
тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского
разума; чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее (В.А.Сухомлинский)
“ Игры со счетными палочками”
(6 слайд)
Для самомассажа пальцев рук успешно использую игры с предметами, сопровождаемые
чтением народных стихов - потешек. Эти игры создают благоприятный фон, обеспечивают хороший
массаж пальцев, способствуют развитию умения слушать и учат улавливать ритм речи. Игры эти
очень эмоциональные.
“ Игры с прищепками”.
(7 слайд)
“ Игры со скрепками”
Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше
взаимодействие руки с орудием труда ( скрепкой, палочкой…), тем сложнее движения необходимые
для этого взаимодействия. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.
(8 слайд-10 слайд)
Игры с цветными скрепками развивают воображение, сенсорное восприятие.
“Забавные фигурки”.
(11 слайд)
В работе по развитию звуко-слогового анализа, внедряю работу по развитию мелкой
моторики рук
(Ребенку необходимо передвигать бусины деля слова на слоги. Сколько слогов, столько
бусин).
(12 слайд)
“ Игры с веревочкой”.
Формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от
рук, а точнее от пальцев. Роль кинестетических ощущений в психической деятельности была
выделена еще И. М. Сеченовым, который считал, что “мышечное чувство” является не только
регулятором движения, но и психофизиологической основой пространственного видения, восприятия
времени.
(13 слайд)
Самомассаж с речевым сопровождением. Этим видом упражнения вырабатывается ловкость,
умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
“Колючий коврик”.
(14 слайд)
“Ёжик”.
Научно доказано, что проекция ладони связана с зонами коры головного мозга,
отвечающими за развитие речи. Таким образом, воздействуя на ладони и пальцы рук массажером,
возбуждаем, пробуждаем, заставляем работать зоны речевой активности.
У ребенка повышается тонус мышц, происходит прилив крови к конечностям. Вследствие этого
происходит улучшение мелкой моторики и чувствительности конечностей ребенка.
И в заключение.
Работая над развитием мелкой моторики рук у детей с нарушением речи, я добилась
определённых результатов. По моим наблюдениям у детей улучшилась координация
артикуляционного аппарата, заметно сократились сроки постановки звуков, совершенствовалась
общая координация движений детей. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают
хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на
развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и
подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость,
исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. Эти
дети при обучении элементам письма продемонстрировали хороший нажим, “уверенные” линии, они
заметно лучше своих сверстников справляются с программными требованиями по изобразительной
деятельности. Всё это создаёт благоприятную базу для более успешного обучения в школе.
Я рекомендую шире использовать разнообразные игры и упражнения, направленные на
формирование тонких движений пальцев рук не только учителям-логопедам, но и воспитателям как
речевых, так и общеразвивающих групп.
Желаем успехов!