|
Замена звуков Р, Рь другими звуками и коррекционная работа.
Часто дети заменяют звук р другими звуками, более простыми по артикуляции. Вместо рак будет
слышаться л - «лак», й - «йак», ы - «ыак», гх - «гхак», в - «вак».
Подготовительный этап. Работа ведется одновременно по нескольким направлениям: различение на
слух звука р и его заменителя, усвоение разницы в их артикуляции (Сделайте карточки с буквой р и
буквой его заменяющей, если ребенок знает буквы. В противном случае сделайте карточки символы -
наклейте картинки со словами, начинающимися на эти звуки, лучше из одного слога, чтобы данные
звуки слышались четко. Называйте слова, а ребенок пусть поднимает карточку с тем звуком, который
он услышал. Далее, попросите его назвать слова с тем или иным звуком. Попросите его выбрать из
набора картинок слова сначала с одним звуком, затем с другим. Сравните перед зеркалом положение
органов речи при произнесении одного звука, затем другого, что в них общего, чем они отличаются);
овладение правильными движениями языка с помощью артикуляционной гимнастики, игровых
приемов, подражая образцу.
Постановка звука и автоматизация. Проводится в обычном порядке. Однако надо учитывать: при замене
звука р звуком г необходимо, внимательно слушая ребенка, следить, чтобы у него не возникала
вибрация маленького язычка вместо вибрации кончика языка; при замене звука р звуком в не следует
вызывать р проторный, так как последний сходен с в по способу образования (при в образуется щель
между нижней губой и верхними резцами, при р проторном образуется щель между кончиком языка и
альвеолами) и ребенок может смешивать эти звуки.
Дифференциация звука р и его заменителя. Необходимо провести дифференциацию, иначе при
обучении письму может снова возникнуть замена р на другой звук, букву.
Желаю удачи! | |